Вопрос взаимоотношений между государством и человеком является едва ли не острейшей проблемой в общественных науках. Долгие века лучшие умы древности, Возрождения, современности ломали копья в идейных баталиях на страницах своих трактатов: что в парадигме “человек-государство” первично, а что вторично? Что чему служит? Человек - государству, или все же государство служит человеку?
На протяжении всей истории цивилизации различные общества предлагали ту или иную из двух основных моделей взаимоотношений между человеком и государством - “западную” или “восточную”.
“Западная” версия предполагает глубокую вторичность государства перед интересами и правами человека и гражданина. В западном, либеральном понимании государство было создано в рамках общественного консенсуса и функционирует только и исключительно для того, чтобы обеспечивать общество всеми благами: защитой, организацией, решением всех насущных вопросов и проблем. Государство служит интересам и удобствам своих граждан, и создано оно исключительно как инструмент достижения общественного блага - именно так отвечает Запад на вопрос об отношениях между человеком и государством. Права человека, либеральная демократия, свобода слова и совести, конкурентные выборы, плюрализм, сменяемость власти, общественные институты, система сдержек и противовесов в трех независимых ветвях власти, государство всеобщего благоденствия - вот что по цепочке шаг за шагом выработала современная западная цивилизация, идя по этому пути.
В то же время восточная модель отношений “государство-человек” с древности провозглашает глубочайшую вторичность человека перед государством. Государство объявляется вектором, самоцелью, объединяющей идеей, объектом для полурелигиозного поклонения. Все для империи, все для государя!... В таких обществах последовательно воспитывается культ власти, силы, служения, подчиненности общества государству, а нередко и милитаристский культ смерти и подвига за интересы государства-левиафана. “Не думай, что Родина может сделать для тебя, думай, что ты можешь сделать для Родины!”.
Неудивительно, что такие общества становятся рассадниками тоталитарных диктатур, обожествления власти, культа личности, коллективистских идеологий. Гражданское общество, состоящее из индивидуумов, превращается здесь в “народ”, однородную безликую массу, призванную подчиняться и следовать заданному курсу безоговорочно мудрого и безальтернативно-всеобъемлющего Вождя, ведущего к светлому будущему/победе коммунизма/тысячелетнему рейху/русскому миру. Вполне объяснимо также и то, почему в государствах с “восточной” моделью зарождаются репрессивные режимы: ведь если в свободном демократическом обществе двигателями прогресса становятся пассионарии с неординарными и смелыми идеями - талантливые артисты, ученые, бизнесмены, политики, то в диктатуре “народ”, зажатый в рамках идеологической диеты и полного подчинения государственной машине, в принципе не способен сам по себе сотворить нечто новое и гениальное. У “народа” нет для этого ни интереса, ни простора для идей, ни кадров - ведь свободомыслящие гении, выходящие из ряда вон на фоне серой массы, представляют собой угрозу довлеющему режиму и уничтожаются. Поэтому и мобилизация общественных сил для строительства, развития, войн, осуществляется насильственными методами, топорно, массово, прямолинейно, громко, безлико и зачастую - совершенно бесчеловечно. Примеров этому в истории - масса.
Эти две противоположные модели общественного развития и до сих пор сосуществуют в мире. Пожалуй, сегодня уже не столь важна форма государственного устройства, правления или географическое положение государства, как его отношение к своим гражданам. “Государство для человека, или человек для государства?” - вот вопрос, ответ на который объясняет все: является та или иная страна демократической, свободной, соблюдаются ли там права человека, свобода слова и совести, распределяется ли там национальные богатства между гражданами, или же мы имеем дело с государственной машиной, чья верхушка использует загнанную под ярмо страну как инструмент личного обогащения в безраздельной власти.
Так, именно государства “западной”, либеральной модели сейчас в мире являются высшим эталоном общественного развития, комфорта, благосостояния: Норвегия, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Дания, Канада, США, Исландия. Можно сколько угодно обвинять западный либерализм в “отходе от традиционных ценностей”, “грехопадении” и “разложении”, но это никак не отменят того факта, что богатства и семьи верхушек всех авторитарных режимов мира, от РФ до КНДР, находятся именно в самых либеральных и благополучных странах мира, а 99% злопыхателей сами в сладких снах видят возможность эмигрировать туда.
Именно направленность государства на обеспечение безопасной и благополучной жизни своих граждан и является залогом успеха и признаком принадлежности к клубу демократии в современном мире. Только в обстановке свободы, равных возможностей, правопорядка появляются всевозможные илоны маски, марки цукерберги, сергеи брины, стивы джобсы и другие гении, которые тянут на себе прогресс человечества, ведь в таком обществе они имеют все возможности воплотить в жизнь свои невероятные идеи.
Если хорошо присмотреться к бывшим государствам социалистического блока в Европе, которые порвали с коммунистическим прошлым и открыли для себя новую страницу, то все реформы постсоветского периода в них свелись именно к уничтожению всепожирающего государства-левиафана и построению страны, служащей обществу.
С некоторыми оговорками можно сказать, и сейчас и Украина, ведя войну за окончательный выход из сферы влияния России, также решает для себя вопрос: с кем мы?
Украина с таким огромным трудом избавляется по капле от своего тоталитарного прошлого, граждане требуют от власти-государства подчинения и соблюдения своих интересов - того, что еще двадцать лет назад было немыслимо. Майдан 2014-го стал первым переломом в переходе от азиатщины к Европе, ведь люди попытались взять в свои руки бразды следования своей страны в будущее. Но теперь надо осознавать, что если мы решили сформировать государство по западным стандартам, вступили в войну за независимость от России, то и в нашей стране не должно быть места признакам “восточного государства”. Либо мы являемся европейцами во всем, либо вся борьба и все жертвы будут напрасными: совковая трясина неизбежно поглотит нас, ведь мы так ничего и не сделаем для того, чтобы сломать это вековое рабское положение человека перед государством.
Зачем, к примеру, мы позволяем государству так вольготно и бездумно распоряжаться жизнями собственных граждан? Мы миримся с всеобщим призывом в армию, с волнами мобилизации на войну, с отрывом мирных людей от своих семей, профессий и бросанием их, неподготовленных, под российские танки на востоке. Кто дал государству такое право, как не наше молчаливое согласие? Война на Донбассе в 2014-м и аннексия Крыма были развязаны не в последнюю очередь потому что многочисленные силовые ведомства, раскормленные на наши налоги, просто-напросто не выполняли свои функции, не пошевелили и пальцем, чтобы отразить наступление с востока в еще зачаточном состоянии. Никто и никогда не вернет юным мобилизованным солдатам их молодые жизни, которыми чиновники в высоких кабинетах оплатили свою преступную халатность и некомпетентность перед лицом угрозы, прикрываясь “патриотическими” лозунгами. Нет у слепого и криворукого государства такого права - прожигать молодые жизни, словно спички.
Кто в таком случае будет составлять нашу армию? Армию свободного европейского государства должны формировать глубоко мотивированные, подготовленные люди, которые добровольно и сознательно отправились на войну защищать то, что им дорого, прекрасно осознавая, на что идут и чем рискуют. И в таких людей на войне предостаточно, ведь страну, которая действительно дорога и мила своим людям, будут защищать с утроенным остервенением. Впечатляющих масштабов волонтерское движение в Украине, которое в 2014-2015 гг. просто-напросто поставило на ноги нашу армию - это еще одно свидетельство в пользу того, что свободные люди сражаются и действуют намного лучше, нежели запуганные рабы.
А насильственному сгону на фронт тех, кто не смог откупиться/отмазаться/сбежать, нет места в европейском государстве - это удел стран, где притчей во языцех стали заградотряды, лобовые атаки и “бабы еще нарожают”. И чем более полно мы подчиним государство служению, а не порабощению своих граждан, тем более короток для нас будет путь к реальной независимости и процветанию.
На протяжении всей истории цивилизации различные общества предлагали ту или иную из двух основных моделей взаимоотношений между человеком и государством - “западную” или “восточную”.
“Западная” версия предполагает глубокую вторичность государства перед интересами и правами человека и гражданина. В западном, либеральном понимании государство было создано в рамках общественного консенсуса и функционирует только и исключительно для того, чтобы обеспечивать общество всеми благами: защитой, организацией, решением всех насущных вопросов и проблем. Государство служит интересам и удобствам своих граждан, и создано оно исключительно как инструмент достижения общественного блага - именно так отвечает Запад на вопрос об отношениях между человеком и государством. Права человека, либеральная демократия, свобода слова и совести, конкурентные выборы, плюрализм, сменяемость власти, общественные институты, система сдержек и противовесов в трех независимых ветвях власти, государство всеобщего благоденствия - вот что по цепочке шаг за шагом выработала современная западная цивилизация, идя по этому пути.
В то же время восточная модель отношений “государство-человек” с древности провозглашает глубочайшую вторичность человека перед государством. Государство объявляется вектором, самоцелью, объединяющей идеей, объектом для полурелигиозного поклонения. Все для империи, все для государя!... В таких обществах последовательно воспитывается культ власти, силы, служения, подчиненности общества государству, а нередко и милитаристский культ смерти и подвига за интересы государства-левиафана. “Не думай, что Родина может сделать для тебя, думай, что ты можешь сделать для Родины!”.
Неудивительно, что такие общества становятся рассадниками тоталитарных диктатур, обожествления власти, культа личности, коллективистских идеологий. Гражданское общество, состоящее из индивидуумов, превращается здесь в “народ”, однородную безликую массу, призванную подчиняться и следовать заданному курсу безоговорочно мудрого и безальтернативно-всеобъемлющего Вождя, ведущего к светлому будущему/победе коммунизма/тысячелетнему рейху/русскому миру. Вполне объяснимо также и то, почему в государствах с “восточной” моделью зарождаются репрессивные режимы: ведь если в свободном демократическом обществе двигателями прогресса становятся пассионарии с неординарными и смелыми идеями - талантливые артисты, ученые, бизнесмены, политики, то в диктатуре “народ”, зажатый в рамках идеологической диеты и полного подчинения государственной машине, в принципе не способен сам по себе сотворить нечто новое и гениальное. У “народа” нет для этого ни интереса, ни простора для идей, ни кадров - ведь свободомыслящие гении, выходящие из ряда вон на фоне серой массы, представляют собой угрозу довлеющему режиму и уничтожаются. Поэтому и мобилизация общественных сил для строительства, развития, войн, осуществляется насильственными методами, топорно, массово, прямолинейно, громко, безлико и зачастую - совершенно бесчеловечно. Примеров этому в истории - масса.
Эти две противоположные модели общественного развития и до сих пор сосуществуют в мире. Пожалуй, сегодня уже не столь важна форма государственного устройства, правления или географическое положение государства, как его отношение к своим гражданам. “Государство для человека, или человек для государства?” - вот вопрос, ответ на который объясняет все: является та или иная страна демократической, свободной, соблюдаются ли там права человека, свобода слова и совести, распределяется ли там национальные богатства между гражданами, или же мы имеем дело с государственной машиной, чья верхушка использует загнанную под ярмо страну как инструмент личного обогащения в безраздельной власти.
Так, именно государства “западной”, либеральной модели сейчас в мире являются высшим эталоном общественного развития, комфорта, благосостояния: Норвегия, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Дания, Канада, США, Исландия. Можно сколько угодно обвинять западный либерализм в “отходе от традиционных ценностей”, “грехопадении” и “разложении”, но это никак не отменят того факта, что богатства и семьи верхушек всех авторитарных режимов мира, от РФ до КНДР, находятся именно в самых либеральных и благополучных странах мира, а 99% злопыхателей сами в сладких снах видят возможность эмигрировать туда.
Именно направленность государства на обеспечение безопасной и благополучной жизни своих граждан и является залогом успеха и признаком принадлежности к клубу демократии в современном мире. Только в обстановке свободы, равных возможностей, правопорядка появляются всевозможные илоны маски, марки цукерберги, сергеи брины, стивы джобсы и другие гении, которые тянут на себе прогресс человечества, ведь в таком обществе они имеют все возможности воплотить в жизнь свои невероятные идеи.
Если хорошо присмотреться к бывшим государствам социалистического блока в Европе, которые порвали с коммунистическим прошлым и открыли для себя новую страницу, то все реформы постсоветского периода в них свелись именно к уничтожению всепожирающего государства-левиафана и построению страны, служащей обществу.
С некоторыми оговорками можно сказать, и сейчас и Украина, ведя войну за окончательный выход из сферы влияния России, также решает для себя вопрос: с кем мы?
Украина с таким огромным трудом избавляется по капле от своего тоталитарного прошлого, граждане требуют от власти-государства подчинения и соблюдения своих интересов - того, что еще двадцать лет назад было немыслимо. Майдан 2014-го стал первым переломом в переходе от азиатщины к Европе, ведь люди попытались взять в свои руки бразды следования своей страны в будущее. Но теперь надо осознавать, что если мы решили сформировать государство по западным стандартам, вступили в войну за независимость от России, то и в нашей стране не должно быть места признакам “восточного государства”. Либо мы являемся европейцами во всем, либо вся борьба и все жертвы будут напрасными: совковая трясина неизбежно поглотит нас, ведь мы так ничего и не сделаем для того, чтобы сломать это вековое рабское положение человека перед государством.
Зачем, к примеру, мы позволяем государству так вольготно и бездумно распоряжаться жизнями собственных граждан? Мы миримся с всеобщим призывом в армию, с волнами мобилизации на войну, с отрывом мирных людей от своих семей, профессий и бросанием их, неподготовленных, под российские танки на востоке. Кто дал государству такое право, как не наше молчаливое согласие? Война на Донбассе в 2014-м и аннексия Крыма были развязаны не в последнюю очередь потому что многочисленные силовые ведомства, раскормленные на наши налоги, просто-напросто не выполняли свои функции, не пошевелили и пальцем, чтобы отразить наступление с востока в еще зачаточном состоянии. Никто и никогда не вернет юным мобилизованным солдатам их молодые жизни, которыми чиновники в высоких кабинетах оплатили свою преступную халатность и некомпетентность перед лицом угрозы, прикрываясь “патриотическими” лозунгами. Нет у слепого и криворукого государства такого права - прожигать молодые жизни, словно спички.
Кто в таком случае будет составлять нашу армию? Армию свободного европейского государства должны формировать глубоко мотивированные, подготовленные люди, которые добровольно и сознательно отправились на войну защищать то, что им дорого, прекрасно осознавая, на что идут и чем рискуют. И в таких людей на войне предостаточно, ведь страну, которая действительно дорога и мила своим людям, будут защищать с утроенным остервенением. Впечатляющих масштабов волонтерское движение в Украине, которое в 2014-2015 гг. просто-напросто поставило на ноги нашу армию - это еще одно свидетельство в пользу того, что свободные люди сражаются и действуют намного лучше, нежели запуганные рабы.
А насильственному сгону на фронт тех, кто не смог откупиться/отмазаться/сбежать, нет места в европейском государстве - это удел стран, где притчей во языцех стали заградотряды, лобовые атаки и “бабы еще нарожают”. И чем более полно мы подчиним государство служению, а не порабощению своих граждан, тем более короток для нас будет путь к реальной независимости и процветанию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий