Традиционная система бизнес-координат
(объем-цены-долги-контрактные условия) недостаточна для понимания того, что
происходит в энергетических отношениях между Украиной и Россией, Россией и ЕС.
В условиях ведения Россией гибридной войны против Украины и ЕС нужна
многомерная система координат, где присутствуют и военный и экономический
измерения, поскольку энергетическая сфера является одним из фронтов этой
войны.. Гибридную войну против Украины РФ решила не во апреле 2014-го с началом
событий на Донбассе и не в феврале с началом аннексии Крыма, как считают
многие. Начало крымских событий символизирует привлечение военного компонента,
которого Москва к этому не нуждалась (хотя все и было подготовлено к военному
сценарию), поскольку все и так шло "по плану".
А план гибридной войны
начал реализовываться с 14 августа 2013, когда Россия в явочном порядке и
массово стала дискриминировать украинский экспорт в РФ, нанося экономический
ущерб. Цель была очевидной - не допустить подписания Соглашения об ассоциации с
ЕС и втянуть Украину в Таможенный союз. Сценарий аншлюса - именно так можно
назвать то, что замышлялось тогда в Кремле. Суть его - взять Украину без
единого выстрела, кнутом и пряником заставив режим Януковича сделать
необратимый геополитический разворот в сторону России. Осенью 2013 года было
задействовано механизм кнута. Он срабатывал, Янукович сломался, в
ноябре-декабре было задействовано "пряники" - обещания
многомиллиардных заказов для предприятий украинского ВПК, 15 млрд долл.
кредитных ресурсов и "дешевый" газ по 268,5 долл. за тысячу
кубометров. Евромайдан расстроил сценарий Путина с аншлюса Украины. Поэтому в
2014-м Кремль ввел в действие военный компонент и интенсифицировал
энергетический.
Анализ поведения России в 2000-х годах
показывает, что она последовательно двигалась к использованию энергоресурсов
как энергетического оружия, тщательно маскируя это под коммерческие споры с
покупателями российских углеводородов на постсоветском пространстве. Мало кто
обращает внимание на то, что официальный документ "Энергетическая
стратегия РФ до 2020 г.". начинается с констатации: "Россия
располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным
топливно-энергетический комплекс, который является базой развития экономики,
инструментом осуществления внутренней и внешней политики". Этот документ
был подписан президентом России В.Путиным в августе 2003 г.. Две масштабные
газовые кризисы в российско-украинских отношениях произошли после этого - в
2006-м и 2009-го. Их ощутили на себе и страны ЕС, поскольку Россия прекращала
транзит газа через Украину в Европу.
Рассмотрим механизм нанесения
экономического ущерба Украине Россией как элемент гибридной войны. С апреля был
установлен в одностороннем порядке максимально возможную цену на газ для
Украины в 485 долл. за тысячу кубометров вместо 268,5 долл. С 16 июня были
прекращены поставки газа. С июля, когда правительство озаботился вопросом
максимального замещения (там, где это возможно) газа углем и электроэнергией,
незаконные военизированные формирования стали наносить целенаправленные
артиллерийские удары по объектам угледобычи, энергетики и транспорта. На
Донбассе около 80% угольных шахт выведено из строя, разрушены железнодорожные
пути и мосты, которые использовались для доставки угля в другие регионы страны.
Угля с территории шахт, оставшихся работать на оккупированной территории,
нелегально вывозится в Россию. То есть все делается Россией для снижения
военно-экономического потенциала Украины, поражением критически важных объектов
военной и гражданской инфраструктуры в короткий срок. Как и предполагалось
военными экспертами в 2014-2015 гг. война переместилась на железные дороги,
автострады, трубопроводы, мосты.
Следовало бы отметить, что особое значение
для ЕС предоставляет газотранспортная система Украины. Ее значение определяется
не только транзитной ролью. Важнейшее значение имеют подземные хранилища газа с
общим активным объемом в 31 млрд кубометров. Именно они позволяют обеспечивать
поставки в период пикового потребления газа в ЕС в зимний период. Не менее значим
также и высокий уровень взаимосвязи магистральных трубопроводов, обеспечивает
бесперебойность поставок газа в случае аварий или других ЧП. Это то, чего нет в
других маршрутах транспортировки, названных "Газпромом" как
альтернативные украинским газопроводам: Ямал-Европа, Blue Stream, Nord Stream,
South Stream. Авария на каждом из этих направлений автоматически приведет к
прекращению поставок газа. Точно так же было и 2014, когда в мае и июне имели
место диверсионные действия на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород, которые
привели к прекращению работы газопровода, но не повлекших прерывания поставок
газа в ЕС.
Следует отметить, что для полного
прерывания поставок газа в ЕС по территории Украины необходимо сделать
одновременный подрыв в 29 местах объектов газотранспортной системи, что
практически невыполнимой задачей в условиях, когда противник (Россия) маскирует
свое участие в боевых действиях на территории Украины. Анализ действий РФ
против Украины на энергетическом фронте гибридной войны позволяет сделать
вывод, что зимой под удар диверсионных групп могут попасть линии электропередач,
по которым идет подача электроэнергии от АЭС. В условиях, когда Россией уже
создано газовую блокаду, целенаправленные диверсии незаконных военных
формирований создали дефицит угля для теплоэнергетики, осталось нарушить
функционирование базовой генерации, чтобы разрушить украинскую энергетику.
Поэтому, на наш взгляд, главная угроза
этой зимой - не столько дефициты тех или иных видов энергоресурсов, сколько
вероятность нанесения критического ущерба объектам энергетической
инфраструктуры. Даже при наличии запасов (газа в подземных хранилищах газа,
угля на ТЭС, ТВЭЛов на АЭС) может оказаться, что использовать их нельзя,
поскольку передающая инфраструктура повреждена и не может функционировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий