суббота, 24 марта 2018 г.

Оттуда много хотят уйти. Но боятся

Рассказы людей, которые сделали для себя выбор между войной и миром

От 3 августа 2015 в Украине работает программа «Тебя ждут дома», которую инициировала Служба безопасности Украины. Она для тех, кто хочет вернуться из-за границы, за которой пытаются утвердить чужой нам мир. За два с половиной года программой воспользовались более 220 человек, более 160 решениями судов были освобождены от уголовной ответственности. Сегодня публикуем рассказы некоторых людей, которые соблазнились обещаниями идеологических лжецов. Не будем называть фамилии этих людей, но верим в их искренность.

"Слава Богу, у людей стрелять не пришлось"

Николай из Славянска признается, что, как тогда думал, добровольно ушел воевать за «ДНР».

- Мне показалось, что это правильно, что нужно отделиться. Думал ... ну, вот как сейчас думают каталонцы в Испании. А переломным моментом стало то, как наш командир у одинокой бабушки консервацию отобрал. Все забрал, что старушка на зиму запасла.

Собеседник признал, что кормили в так называемой «ДНР» плохо.

- Но не в старых же женщин еду забирать! И потом как-то совестно стало, когда я в армии служил, Украине присягал. А теперь, выходит, еще одну присягу дать должен, - рассказывает о своих сомнениях житель Славянска. - В общем, решил, что я против «ДНР». Слава Богу, у людей мне стрелять не пришлось. Когда украинская власть в город вернулась, пошел и сдался. Был суд, признали виновным, но от ответственности, согласно закону, уволили.

У Николая жена и двое детей. Говорит, что теперь за семью спокойный, работает слесарем.

- Что хочу сказать - чтобы эта проклятая война быстрее закончилась!


«Слава Богу, у людей мне стрелять не пришлось. Когда украинская власть в город вернулась, пошел и сдался »

Николай из Славянска

"По дороге пойдешь - убьют, на блокпост - расстреляют"

В июня 2014 года 42-летний Виктор мало думал о том, на чьей он стороне. Переживал из-за ссоры с женой - дело шло к разводу.

- Вечером 5 июня я пришел к жене - мы уже отдельно жили, предложил ей помириться, кто знает, как будет - война. А в три часа ночи товарищ позвонил, говорит: «Все, Витя, у тебя дома нет. Разбомбили». Прибежал, а там уже пожарные огонь тушат. Только четыре стены и спасли, а еще устоял флигель во дворе. Какие вещи смог, то у знакомых сложил.

Переночевал Виктор тоже у друзей. И женой ничего не получилось.

- Утром на следующий день пришел посмотреть, что с домом, а там уже совсем ничего - ни флигеля, ни стен. Хотя говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает, а со мной получилось. Крыши над головой нет, денег нет. А здесь военные говорят, пошли, хоть кормить тебя будем.

Виктор вспоминает, что его отвели в подвал, где было еще шесть таких же. Ближе к ночи повезли на какое-то предприятие.

- Где был, даже не знаю - заводскую трубу только видел, - рассказывает Виктор. - Тот, который главным был, нас предупредил, если надумаете к дороге идти - убьют, пойдете на блокпост - расстреляют. Прямо как в сказке о богатыре.

На добровольно-принудительных работах 42-летний мужчина пробыл до начала июля. Когда воинов «ДНР» начали выбивать из Славянска, в третий раз чудом остался в живых.

- Загрузили нас в машину, она ехала с включенными фарами. Наверное, нами, как мясом, прикрывали отход основной колонны. И точно - как гахнет снаряд! К счастью, никого не задело. Мы повыскакивали - и кто куда. Я забежал в первый попавшийся заброшенный дом, пересидел ночь, а утром вернулся в город, где уже наши были, и - прямо в горисполком.

Виктор говорит, что испытания помогли ему помириться с женой, живут сейчас вместе, растят детей. Красный Крест, по программе помощи, помог немного восстановить дом.

«Не военный я, а мне это надо?"

Июль 2014 Константин с Торецкого вспоминает неохотно.

- Вечером с приятелем сидели в кафе, выпили. Вдруг заходят двое с автоматами и говорят: «Выходите!» Надели мешки на голову, затолкали в машину, привезли в какой-то подвал. Заявили: «Будете воевать!» Я говорю, что не военный, мне это совсем не нужно. И здесь начали бить ... А потом впроголодь держали, не давали спать. Когда совсем измучился, предложили на камеру рассказать, что с меня «укропы» издевались, а я за «ДНР» стоял. Я отказался, ведь понимал, зачем им это надо. Они снова начали бить.

С неволи 32-летнего мужчину выпустили через месяц. Ехать было некуда, отсиделся в Торецком, пока город не освободили.

- В программу добровольно пришел. Меня весь этот месяц окопы для «ДНРовцев» заставляли рыть. Там так просто держать не будут. Или лопату заставят взять в руки, или автомат.

"Ужаснулся, как человека избили"

2014-го Валентину из Славянска было всего 22 года.

- К боевикам знакомый позвал. Я тогда бродил без дела, вот и решил посмотреть, что это такое. Мне дали палочку полосатую в руки - как в ГАИ. Останавливал машины, проверял документы вместе с товарищем. Сначала вроде бы даже интересно было, пока на моих глазах два человека в форме не побили какого-то человека битами. Сильно били жестоко. А через несколько дней я зашел на автостоянку, а там какие-то люди пластиковыми хомутами к забору привязаны. Несколько дней рядом пробыл, не видел, чтобы пленных хотя бы кормили. Валентин говорит, что потихоньку из страшного места скрылся, а через несколько дней снова попался. Шел вечером навеселе и наткнулся на патруль.

- Затащили меня в подвал, а на утро мешки заставили таскать на блокпосты. И так трое суток. Когда отпустили, рванул в Святогорск, где украинская власть была. Домой вернулся, когда в в Славянске все улеглось, - вспоминает парень.

Валентин говорит, что претензий ему никто не предъявлял, несколько лет он кочевал Украиной с бригадой строителей. В программу «Тебя ждут дома» пришел, когда вернулся домой и похоронил отца.

- Подумал, а вдруг кто-то 2014 год вспомнит и меня предателем назовет. Лучше сам все расскажу, - признается Валентин. - Суд был 16 февраля, теперь я спокоен. И работа, наконец, в Славянске нашлась - хлеб развожу.

«Там сплошное мародерство»

В Игоря с Димитрова самый большой из наших собеседников опыт общения с той стороной и глубокое разочарование. В рядах армии «ДНР» он пробыл пять месяцев. Правда, клянется, что у людей не стрелял, хотя и числился снайпером.

- Я в СБУ так и сказал, что хоть на детекторе лжи проверяйте. Российские начальники вообще не доверяли украинским снайперам по украинцам стрелять. У меня с этой стороны человек пятьдесят из моего города было. И с той - столько же. Не поверите, но в периоды затишья мы даже на нейтральной полосе сходились, едой делились. А когда расходились, говорили: «Береги себя, брат». Я как снайпер целился по «глазах» - это видеокамеры, которые украинская армия выставляла для наблюдения. Найдешь такую, разобьешь - идет «ответка». И «ДНРовцы» знают, куда стрелять, - рассказывает Игорь.

На войну он тоже попал не с большого желания. До лета 2015 году ездил в Донецк на шахту, пока не уволился со скандалом. Говорит, что зарплату, трудовую книжку, даже паспорт пришлось там оставить. Возвращался домой - «оплотовцы» сняли с автобуса. Мол, все на войну идут, а ты такой здоровый к маме хочешь? Посидел, как многие, в подвале, испытал на себе кулаки, рыл окопы.

- А потом нам ролики стали крутить агитационные. Ну, я и поддался, - откровенничает Игорь. - Сначала русских генералов в штабе охраняли, а потом меня поставили снайпером. Говорит, что в «ДНР» за неполных полгода дослужился до замкомвзвода.

- У нас была неделя «боевых», в неделю в Ростов ездили - на учебу. Я многое повидал, поэтому оттуда и ушел. Больше всего зацепило, когда зашел в депо на Ясиноватой - ни одного живого места, все порезали на металл! Его грузовиками с Авдеевской промзоны, и из донецкого аэропорта вывозили в Россию. Специально для этого нарушали перемирие, провоцировали огонь. Когда стреляют, генералы на «передок» не лезут. Вот и били, чтобы прикрыть контрабандный коридор. Я понимаю, что воевать - так воевать, а здесь - сплошное мародерство, - волнуется наш собеседник. - В общем, решил уходить.

Перебраться на украинскую сторону Игорю помог друг, с которым вместе на шахте работали.

- Валерка из Донецка ранее поехал, в украинскую армию записался. Мы с ним по мобильному часто общались, когда связь была. Позвонил я Валерке и говорю, что бросаю к черту «ДНР». Он командиру сообщил - тот меня поддержал. Связались с моей мамой, рассказали ей о программе, мама обратилась в СБУ.

Игорь говорит, что с ним еще девять человек покинули взвод.

- Через блокпосты я, конечно, не пошел. Есть достаточно троп, которые не перекрыты. Что с другими произошло, не знаю, а у меня был суд, отпустили по амнистии. Оттуда многие хотят уйти, вернуться к прежней жизни. Но боятся, - заключает бывший снайпер.

Кто может воспользоваться программой

Программа «Тебя ждут дома» распространяется на тех, кто по собственной воле или неволе попал в ряды «ДНР» или «ЛНР», но не участвовал в убийствах, пытках, нападении на предприятия и не совершал других тяжких преступлений. Кто готов помочь раскрывать преступления, совершенные незаконными вооруженными формированиями.

Что дает программа

Возможность получить освобождение от уголовной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 258 и ч. 6 ст. 260 УК Украины, или смягчение наказания.

- В наши полномочия не входит решение вопроса, наказывать или нет, - рассказывают в СБУ. - Такие ходатайства удовлетворяет или отклоняет только суд. И любой случай должен быть всесторонне расследован. Но человек, который хочет включиться в программу, может рассчитывать на весь объем юридической помощи, который предусмотрен законом.

Степан Крайняк

Комментариев нет:

Отправить комментарий